Специалисты советуют

24 января 2025 г.
Специалисты советуют.
Специалисты советуют.

#СоветыСпециалистов

#МАДОУ32гЩекино

⚡Уважаемые родители и гости нашей странички!⚡

Сегодня "раздает советы" о важности артикуляционной гимнастики для детей наш учитель-логопед Дина Сергеевна Прокопенкова.

Чтобы речь была разборчивой и четкой, необходимо укреплять органы речевого аппарата. С малых лет ребенок совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, что способствует формированию речевого навыка. Но иногда возникают сложности с произношением слов.

Исправить их поможет артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.

Picture background

ГИМНАСТИКА СОСТОИТ ИЗ:

  • Статических упражнений. Они направлены на удержание губ, языка и щек в правильном положении. Помогают укрепить мышцы артикуляционного аппарата.

Динамических упражнений. Они развивают гибкость, подвижность и другие навыки, необходимые для четкой речи. Результат достигается при помощи регулярных занятий, подразумевающих многократные повторения отдельных положений.

ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ?

Выполнение артикуляционных упражнений полезно вне зависимости от возраста, т.к. четкая артикуляция – это неизменная составляющая хорошей дикции. Проведение этих занятий для детей с нарушениями звукопроизношения – это уже необходимость. Гимнастика подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к правильной постановке звуков.

У многих детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков. Большинство из них имеют временный характер. Связано это с тем, что у детей в раннем возрасте недостаточно хорошо функционируют речевой и слуховой аппараты, что приводит к тому, что движения речевых органов недостаточно согласованы. Поэтому необходимо выполнять упражнения для развития их подвижности и формирования навыков владения ими.

1.jpg

На моих занятиях артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью. Я использую её всегда, даже на этапе автоматизации и дифференциации звука, так как она разогревает мышцы языка.

3.jpg

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики помогает:

-улучшить кровообращение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

-укрепит мышечную систему языка, губ, щек;

-научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

-уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

-подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

Чтоб поддержать интерес к ежедневным и повторяющимся упражнениям использую различные карточки, игрушки, пазлы, фланелеграф с изображением упражнений. Использую различные сказки о «Весёлом язычке».

6.jpg

8.jpg

9.jpg

ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

При выполнении артикуляционной гимнастики нужно соблюдать ряд рекомендаций, которые помогут повысить эффективность проводимых занятий:

•     Занятия должны быть регулярными, чтобы необходимые навыки формировались и закреплялись быстрее. Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику ежедневно спустя 1-2 часа после приема пищи.

•     Занятия для детей лучше подавать в игровом стиле. В раннем возрасте ребенок не осознает важность гимнастики, поэтому нужно его заинтересовать этим процессом.

•     Нужно проводить артикуляционную гимнастику не более 10 минут. При этом не нужно стараться выполнять много упражнений – на первых порах достаточно 2-3 за одно занятие.

•     Каждое упражнение нужно повторять не менее 5 раз. При этом нужно следить за качеством – если оно ухудшилось, то вполне вероятно, что ребенок устал.

•     При проведении статических упражнений нужно соблюдать определенную продолжительность одной артикуляционной позы – порядка 7-10 секунд.

•     Ребенок не видит своего лица, поэтому занятия лучше проводить перед большим зеркалом.

•     Занятия предполагают, что взрослый сначала сам показывает, как выполнять то или иное упражнение. Далее он контролирует выполнение со стороны малыша.

•     Если малыш не справляется с упражнением, то ему нужно помогать. Движения можно корректировать с помощью ложки, ручки или другого чистого предмета.

•     Работу нужно строить от простого к сложному, чтобы у ребенка постепенно формировались навыки.

2.jpg•     Помните о том, что дети в раннем возрасте очень чутки к похвале. Не стесняйтесь выражать свои эмоции, хвалить ребенка за правильное выполнение занятий.

Постоянные тренировки помогут укрепить органы речевого аппарата в любом возрасте. Конечно, работу лучше начинать в раннем возрасте, когда ребенок еще не пошел в школу. Занятия позволяют сделать речь четкой, чистой и ритмичной, а для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика и вовсе является необходимостью.

4.jpg

Важны не только занятия с логопедом, но и самостоятельная работа родителей с ребенком. Помните о том, что для малыша это, прежде всего, игра, а придание этой игре коррекционного смысла – это ваша задача. Поэтому важно соблюдать все рекомендации специалиста, касающиеся периодичности и специфики артикуляционной гимнастики.

ПРОКОПЕНКОВА ДИНА СЕРГЕЕВНА,

учитель-логопед МАДОУ №32

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie